« Назад
В данном исследовании обобщены результаты трёх экспертиз.
Экспертиза №1.
Сравнение автопортрет Леонардо да Винчи и Бюст «Пьеро да Винчи».
«Автопортрет» - На портрете изображен мужчина возрастом 40-50 лет на тёмно-зелёном фоне, с усами и бородой, в чёрной верхней одежде, в головном уборе, наклон головы отсутствует, незначительный поворот туловища и головы направо. В правой руке держит лист бумаги с текстом, в левой - перчатки. На поясе с правой стороны сумка, на которой художник Леонардо да Винчи изобразил «орнамент» (фото 1,3).
«Бюст» - в изображении бюста №1 отображен мужчина возрастом 40-50 лет, с усами и бородой, без головного убора, наклон головы отсутствует. На плечах в одеянии отображены стилизованные изображения львов, в одеянии бюста также имеется «орнамент» (фото 2,4).
|
|
|
Фото 1. Автопортрет
Леонардо да Винчи |
Фото 2. Бюст.
«Пьеро да Винчи»
(скульптор Леонардо да Винчи) |
|
|
Орнаменты, имеющиеся на изображениях представленных автопортрета и бюста.
|
|
|
Фото 3. Орнамент на сумке с автопортрета.
|
Фото 4. Орнамент на грудной части бюста.
|
Визуальное сравнение орнаментов.
При визуальном сравнении орнаментов, имеющихся на изображениях сумки на автопортрете и в нагрудной части бюста, способом сопоставления установлены следующие совпадающие признаки:
1. Однотипность рисунка.
2. Волнообразный стиль выполнения орнаментов.
3. Соотношение размеров выполнения отдельных «завитков»: верхний завиток имеет меньшую протяженность по высоте, чем располагающийся под ним (фото 5,6).
|
|
|
|
|
Фото 5. Фрагмент завитков в орнаменте на сумке с автопортрета.
|
Фото 6. Фрагмент завитков в орнаменте на грудной части бюста.
|
|
|
4. Наличие сдвоенных прямых линий, располагающихся слева и справа от волнообразного рисунка (фото 7,8).
|
|
|
Фото 7. Фрагмент сдвоенных линий в орнаменте на сумке с автопортрета.
|
Фото 8. Фрагмент сдвоенных линий в орнаменте на грудной части бюста.
|
|
|
5. Наличие двойных ответвлений (условно «листочков») (фото 9,10).
|
|
|
Фото 9. Фрагмент двойных ответвлений в орнаменте на сумке с автопортрета.
|
Фото 10. Фрагмент двойных ответвлений в орнаменте на грудной части бюста. |
|
|
6. Совпадение «длины и амплитуды волны» центрального узора (фото 11).
|
|
Фото 11. «Длина и амплитуда волны» центральных узоров в бюсте и на картине.
|
Совокупность установленных совпадающих признаков, отразившихся в орнаментах на автопортрете и бюсте являются основанием для вывода о том, что данные орнаменты выполнены рукой одного автора – Леонардо да Винчи.
|
|
|
Экспертиза №2
Сравнение изображения «Бюст №1» Леонардо да Винчи и изображения «Бюст №2» «Пьеро да Винчи».
«Бюст №1» - в изображении бюста отображен мужчина возрастом 30-40 лет, с усами и бородой, наклон головы отсутствует.
«Бюст №2» - в изображении бюста отображен мужчина возрастом 40-50 лет, с усами и бородой, наклон головы отсутствует.
|
|
|
Изображение бюста №1 |
Изображение бюста №2 |
|
|
|
|
Изображение бюста №1 |
Изображение бюста №2 |
|
|
Визуальное сопоставление признаков внешности.
|
|
Изображение бюста №1 |
Изображение бюста №2 |
Красителем красного цвета отмечены совпадающие признаки.
Визуальным сравнением установлено совпадение лиц по следующим групповым признакам: овальной форме лица, средней полноте лица, в целом средним чертам лица, конфигурации волос – извилистые, а также по следующим частным признакам:
1 – размер рта, контур смыкания губ извилистый, ширина кайм губ средняя, форма дуговая;
2 – относительное расположение носа и рта по высоте;
3 – ширина переносья, высота носа в целом;
4 – форма контура «челки» дуговая;
5 – форма внутреннего угла глаза, контур глазной щели – миндалевидный;
6 – взаиморасположение ушных раковин относительно горизонтальной линии глаз;
7 – форма, расположение, угол наклона носогубных складок;
Наряду с совпадающими признаками выявлены следующие различия: длина волосяного покрова, форма щек (1), форма бровей (2), а также наличие (отсутствие) лобных, межбровных и окологлазничных морщин.
|
|
Изображение бюста №1 |
Изображение бюста №2 |
Красителем синего цвета отмечены различающиеся признаки.
|
|
|
Экспертиза №3
Сравнение изображения «Бюст №1» и изображения «Бюст №2» (профиль).
« Бюст №1» - в изображении бюста отображен мужчина возрастом 30-40 лет, с усами и бородой, наклон головы отсутствует.
«Бюст №2» - в изображении бюста отображен мужчина возрастом 40-50 лет, с усами и бородой, наклон головы отсутствует.
|
|
|
Изображение бюста №1 |
Изображение бюста №2 |
|
Изображение бюста №1 |
Изображение бюста №2 |
|
|
Визуальное сопоставление признаков внешности
|
|
Изображение бюста №1 |
Изображение бюста №2 |
Красителем красного цвета отмечены совпадающие признаки.
Визуальным сравнением изображений бюстов в профиль, также установлено совпадение лиц по групповым признакам: овальной форме лица, средней полноте лица, в целом средним чертам лица, конфигурации волос – извилистые, а также по следующим частным признакам:
1 – форма, расположение, угол наклона носогубных складок;
2 – относительное расположение носа и рта по высоте;
3 – высота и форма носа, переносья в целом;
4 – взаиморасположение ушных раковин относительно горизонтальной линии глаз;
5 – общая форма и размеры уха, форма, размеры противозавитка и козелка уха;
6 – форма и размеры скуловых дуг;
|
Наложение изображений профилей бюстов.
|
|
При наложении исследуемых изображений профилей бюстов и проведении сравнения этих изображений установлено общее совпадение профиля, строения черепа, а также размеров, расположения и взаиморасположения отдельных элементов лица.
Результаты экспертизы №1 (исследования №20), а также совокупность установленных совпадающих и различающихся признаков внешности исследуемых лиц, отразившихся в бюсте №1 и бюсте №2 (экспертиза №2 и экспертиза №3), устойчивы, индивидуальны и могут являться основанием для предположения о том, что в представленных бюстах изображены родственники, в данном случае единственный вариант - Леонардо да Винчи и его отец Пьеро да Винчи.
Литература:
- Сенаторов В.Г., "Портретная экспертиза произведений искусства", стр. 196-240 в книге: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 2019г.;
- Габитоскопия и портретная экспертиза. Учебно-методическое пособие, Саратов 2004г.;
- А.М. Зинин, Л.З. Кирсанова "Криминалистическая фотопортретная экспертиза"., М., 1991г.;
- В.C. Степин, А.В. Савушкин, А.Б. Зотов "Криминалистическое отождествление человека по разноракурсным фотопортретам"., М., 1992г.;
- В.А. Снетков "Криминальное описание внешности человека"., М., 1984г.;
- П.Г. Орлов "Идентификация личности по фотокарточкам"., М., 1974г.;
Эксперты:
Старший эксперт-криминалист майор полиции Михальченко Ирина Игоревна г.Санкт-Петербург;
Начальник экспертно-криминалистического отдела полковник полиции Соколов Алексей Вячеславович г.Тюмень.
Искусствовед, заведующая научно-фондовым отделом коллекций изобразительных искусств ГАУК ТО "Музейный комплекс им. И.Я. Соловцова" г.Тюмень Сергейчук Татьяна Александровна.
|
|