Исследование 10

« Назад

Сравнение портрета «Леонардо да Винчи» Франческо Мельци и профиля бюста «Леонардо да Винчи», выполненного Леонардо да Винчи.

Исследование 10.

Сравнение портрета «Леонардо да Винчи» Франческо Мельци и профиля бюста «Леонардо да Винчи», выполненного Леонардо да Винчи.

В данном исследовании изучались элементы внешности человека, которые отображаются в профиле лица. На приведённых ниже изображениях главными элементами внешности выступают лоб, нос, переносье и губы, признаки которых можно сравнить в данном ракурсе с использованием методов визуального сопоставления. Изображения были приведены максимально к одинаковому размеру лиц и обесцвечены.


 

 

  

Franchesko Meltsi Portreit Leonardo da Vinchi Marble bust of Leonardo da Vinci  Sculptor Leonardo da Vinchi
Портрет «Леонардо да Винчи» Франческо Мельци Профиль бюста «Леонардо да Винчи»

   Методом математического сравнения таких величин как высота носа, выступание кончика носа, глубина переносья, высота переносья, выступание спинки носа лиц при одинаковом расстоянии от наружного угла глаза до переносья и от центра зрачка до переносья, выявлено, что значение элементов внешности бюста больше, чем на изображении с картины. Измерения не являются абсолютными, поскольку невозможно с точностью до 0,5 мм измерить расстояние из-за особенностей запечатления внешности человека в данном случае, однако стоит учитывать, что данные изображения не идентичны по размерным характеристикам.

Франческо Мельци Портрет Леонардо да Винчи Профиль бюста Леонардо да Винчи
Портрет «Леонардо да Винчи» Франческо Мельци Профиль бюста «Леонардо да Винчи»

  При визуальном сопоставлении элементов внешности лиц установлены совпадения признаков внешности, а именно:

Отметка 1 – среднее выступание губ, положение нижней губы (выпуклое).

Отметка 2 – выраженность носогубной складки (средняя).

Отметка 3 – малое выступание носа, средняя высота носа, средняя высота крыльев носа, малозаметные складки крыльев носа.

Отметка 4 – выраженность скул (средняя).

Отметка 5 – извилистый контур спинки носа, наличие горбинки, горизонтальное положение основания носа, округлая форма кончика носа.

Отметка 6 – глубина переносья (средняя).

Отметка 7 – незначительное опускание хвостов бровей.

Отметка 8 – форма лба (извилистая), по наклону лоб отклонён назад, наличие лобной ямки.

Франческо Мельци Портрет Леонардо да Винчи Профиль бюста Леонардо да Винчи
Портрет «Леонардо да Винчи» Франческо Мельци Профиль бюста «Леонардо да Винчи»

 

 

   Различия данных лиц наблюдаются:

Отметка 9 - в положении крыльев носа (на картине – среднее, бюст – приподнятое).

Отметка 10 - в признаках волосяного покрова (густота, конфигурация волос, линия роста волос, длина волос).

Последнее объясняется разным возрастом людей, признаками старения лица, изображенного на картине.

Франческо Мельци Портрет Леонардо да Винчи Профиль бюста Леонардо да Винчи
Портрет «Леонардо да Винчи» Франческо Мельци Профиль бюста «Леонардо да Винчи»

 

  

 

   При последовательном наложении изображений по линии носа, различие наблюдается в положении губ и глаз. На бюсте углы губ располагаются выше, более приподняты, чем на картине (1 – положение углов губ на картинке, 2 - на бюсте), что может быть объяснимо отображением эмоции, а именно улыбки на скульптуре. Глаз на изображении бюста располагается выше, чем на картине, однако выше уже отмечалась не идентичность пропорций элементов внешности исследуемых объектов. При этом наблюдается совпадение изображение профилей в области носа, лба, подбородка, губ.

6И7 Профиль бюста Леонардо да Винчи
6И8 Профиль бюста Леонардо да Винчи

 

   При наложении профиля скульптуры на изображение картины и их совмещении, лица совпадают по контуру лба, носа и расположению губ (за исключением положения уголков губ), при различии в расположении глаз. Однако, визуально профили лиц воспринимаются как одно и то же лицо.

   Несмотря на специфическую особенность запечатления внешности лиц, а именно выполненной из мрамора скульптуры и картины, которые не являются точными отображениями внешности человека, выявленные совпадающие признаки внешности устойчивы, индивидуальны и позволяют выявить частные признаки внешности, присущие одному лицу, достаточные для вывода о том, что представленные изображения принадлежат одному и тому же лицу.

 

 

Литература: 

  • Сенаторов В.Г., "Портретная экспертиза произведений искусства", стр. 196-240 в книге: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 2019г.;
  • Габитоскопия и портретная экспертиза. Учебно-методическое пособие, Саратов 2004г.;
  • А.М. Зинин, Л.З. Кирсанова "Криминалистическая фотопортретная экспертиза"., М., 1991г.;
  • В.C. Степин, А.В. Савушкин, А.Б. Зотов "Криминалистическое отождествление человека по разноракурсным фотопортретам"., М., 1992г.;
  • В.А. Снетков "Криминальное описание внешности человека"., М., 1984г.;
  • П.Г. Орлов "Идентификация личности по фотокарточкам"., М., 1974г.;

 

Эксперты: 
Старший эксперт-криминалист майор полиции Михальченко Ирина Игоревна г.Санкт-Петербург; 

Начальник экспертно-криминалистического отдела полковник полиции Соколов Алексей Вячеславович г.Тюмень. 

Искусствовед, заведующая научно-фондовым отделом коллекций изобразительных искусств ГАУК ТО "Музейный комплекс им. И.Я. Соловцова" г.Тюмень Сергейчук Татьяна Александровна.



 

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483-1520)