Исследование 9

« Назад

Сравнение картины Леонардо да Винчи «Автопортрет №3» и бюста «Леонардо да Винчи»

Исследование 9. 

Сравнение картины Леонардо да Винчи «Автопортрет №3» и бюста «Леонардо да Винчи», выполненного из камня (мрамора).

   Спецификой данного сравнения является то, что субъективное отображение лица на картине сравнивается с изображением на бюсте, материал которого не может отображать достаточно большое количество признаков внешности или изображать их в меньшей степени точности, чем на картине. Однако, учитывая высокую детализацию выполнения мраморного бюста и небольшое отличие в ракурсе представленных объектов в данном случаем можно применить метод визуального сопоставления, метод сопоставления относительных величин, а также совмещение по медиальной линии. 

Self Portrait №3 Leonardo da Vinci Marble bust of Leonardo da Vinci  Sculptor Leonardo da  Vinci
Леонардо да Винчи «Автопортрет №3» Бюст «Леонардо да Винчи»

 

 

Автопортрет леонардо да винчи Бюст Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи «Автопортрет №3» Бюст «Леонардо да Винчи»

Визуальным сопоставлением выявлены следующие совпадающие признаки внешности:

Отметка 1 – форма нижней кромки бороды (угловатая).

Отметка 2 – размер рта, контур смыкания губ (волнистый).

Отметка 3 – форма и степень выраженности носогубной складки.

Отметка 4 – высота носа, ширина спинки носа, ширина переносья, наличие горбинки.

Отметка 5 – положение глаз, размер глаз, форма глазной щели, степень раскрытия глазной щели, форма внутренних углов глаз.

Отметка 6 – степень нависания века.

Отметка 7 – выраженность межбровных морщин.

Отметка 8 – форма, размер, относительное расположение ушной раковины.

Отметка 9 – дугообразная форма противозавитка и особенности строения верхней ножки противозавитка левой ушной раковины.

 

Наряду с этим ниже отмечены различающиеся признаки:

Автопортрет Леонардо да Винчи Бюст Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи «Автопортрет №3» Бюст «Леонардо да Винчи»

 

 

Отметка 10 – положение крыльев носа (средние и приподнятые).

Отметка 11 – контур бровей (извилистый и прямолинейный).

Отметка 12 – линия роста волос в височно-лобной области.

Неодинаковый контур бровей объясним запечатлением эмоции (брови приподняты) на картине, а линия роста волос – изменяемостью данного признака (облысение), положение крыльев носа объяснимо разным ракурсом.

При сравнении данных изображений, возможно, имеет место быть некоторая разница в возрасте исследуемых лиц, а именно изображение бюста несколько моложе, чем изображение на картине.

   С помощью метода сопоставления относительных величин (на репродукциях с расстоянием между центрами зрачков 19 мм) были измерены отрезки между величинами, которые наименее изменяемы внешними факторами: 4-41 – расстояние между внутренними углами глаз 10 мм; 5-51 – расстояние между внешними углами глаз, 2,75/2,8 мм; 15-151 – расстояние между верхнеушными точками, 50мм; 61-62 – расстояние между нижненосовыми точками, 10мм.

Автопортрет Леонардо да Винчи Бюст Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи «Автопортрет №3» Бюст «Леонардо да Винчи»

 

   Данный метод является вспомогательным и исходные отрезки нельзя измерить с абсолютной точностью (до 0,5 мм), учитывая различный угол поворота и наклона головы и особенности изготовления отображения внешности. Однако результаты измерений показывают достаточно одинаковые пропорции лица, что указывает также и на точность при запечатлении внешности данных лиц.Совместив левую и правую части лица, разделённых по осевой линии, с частями другого изображения, также видно совпадение по элементам внешности, каждый из них является продолжением другого, кроме кончика и крыльев носа, а также размера уха (бóльший) на первом изображении. На несовпадение этих элементов влияет ракурс изображённых лиц, различный поворот головы. Однако лицо на картине и изображение лица скульптуры в достаточной степени воспринимаются как одно лицо.

Автопортрет Леонардо да Винчи 5И8 Бюст Леонардо да Винчи
   

 

   Таким образом, результаты применённых методов и выявленные совпадающие признаки внешности исследуемых лиц являются достаточными для вывода о том, что на представленных изображениях изображено одно и то же лицо.

 

 

Литература: 

  • Сенаторов В.Г., "Портретная экспертиза произведений искусства", стр. 196-240 в книге: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 2019г.;
  • Габитоскопия и портретная экспертиза. Учебно-методическое пособие, Саратов 2004г.;
  • А.М. Зинин, Л.З. Кирсанова "Криминалистическая фотопортретная экспертиза"., М., 1991г.;
  • В.C. Степин, А.В. Савушкин, А.Б. Зотов "Криминалистическое отождествление человека по разноракурсным фотопортретам"., М., 1992г.;
  • В.А. Снетков "Криминальное описание внешности человека"., М., 1984г.;
  • П.Г. Орлов "Идентификация личности по фотокарточкам"., М., 1974г.;

 

Эксперты: 
Старший эксперт-криминалист майор полиции Михальченко Ирина Игоревна г.Санкт-Петербург; 

Начальник экспертно-криминалистического отдела полковник полиции Соколов Алексей Вячеславович г.Тюмень. 

Искусствовед, заведующая научно-фондовым отделом коллекций изобразительных искусств ГАУК ТО "Музейный комплекс им. И.Я. Соловцова" г.Тюмень Сергейчук Татьяна Александровна.



 

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483-1520)