Исследование 14

« Назад

Сравнение изображений с картин Леонардо да Винчи «Портрет матери №1» и посмертный портрет матери Леонардо да Винчи

Исследование 14.

Сравнение изображений с картин Леонардо да Винчи «Портрет матери №1» и посмертный портрет матери Леонардо да Винчи. На картинах изображены женщины с одинаковым положением тела (левый полупрофиль), улыбающимся выражением лица, с визуально заметной разницей в возрасте.

 

 

 

Leonardo_da_Vinci_Portrait_of_mother_№1 Leonardo da Vinci Portrait of his mother image "Mona Lisa"
"Портрет матери"
Художник Леонардо да Винчи
Посмертный портрет матери
Художник Леонардо да Винчи

Для исследования изображения лиц были приведены к одинаковому размеру с расстоянием между зрачков глаз 19 мм. На «Портрете матери №1» лицо слегка наклонено вперёд.

Сравнительное исследование внешности лиц, изображенных на представленных изображениях, с учётом ракурса и особенностей отображения, проводилось методами визуального сопоставления и совмещения по медиальной линии.

Красителем красного цвета отмечены совпадающие признаки внешности: 

Portrait of mother №1 "Magdalena" Artist Leonardo da Vinci Leonardo da Vinci Portrait of his mother image "Mona Lisa"

 

Отметка 1 – высота, контур подбородка.

Отметка 2 – размер рта, положение углов губ, контур смыкания губ.

Отметка 3 – ширина каймы губ, контур каймы верхней губы.

Отметка 4 – контур нижнего края крыла носа, складка крыльев носа.

Отметка 5 – ширина спинки носа, форма кончика носа.

Отметка 6 – степень выраженности подглазничных мешков.

Отметка 7 – положение глаз, размер глаз, форма глазной щели, степень раскрытия глазной щели, форма внутренних углов глаз.

Отметка 8 – высота носа, ширина переносицы, контур спинки носа.

Отметка 9 – выраженность лобных бугров.

Отметка 10 – цвет и конфигурация волос, наличие прямого пробора посередине головы.

Кроме того следует отметить следующие совпадения изображений именно на представленных картинах, которые могут свидетельствовать как о написании одного и того же лица, так и об использовании одних художественных приемов или одного видения автором картин:

Общее положение тела.

Отметка 11 - угол подъема левого плеча, визуально увеличивающий толщину шеи.

Отметка 12 - угол перехода шеи в правое плечо.

 

Leonardo da Vinci Portrait of his mother image "Mona Lisa"

Отметка 13 - угол, образованный линией правого плеча и темной линией, отражающей соединение шейной части с грудной.

Portrait of mother №1 "Magdalena" Artist Leonardo da Vinci Leonardo da Vinci Portrait of his mother image "Mona Lisa"

Выявленные различия во внешности представленных лиц:

Portrait of mother №1 "Magdalena" Artist Leonardo da Vinci Leonardo da Vinci Portrait of his mother image "Mona Lisa"

 

Отметка 14 – полнота лица, ширина подбородка.

Отметка 15 – положение крыльев носа (среднее и приподнятое), контур ноздри.

Отметка 16 – полнота щёк.

Отметка 17 – степень нависания век (отсутствует и малое), на посмертном портрете наблюдается припухлость век.

Отметка 18 – отсутствие бровей у женщины на посмертном портрете матери.

Отметка 19 – высота лба.

   Методом совмещения правой половины лица женщины с «Портрета матери №1» с левой половиной лица женщины на посмертном портрете матери и наоборот по сагиттально-медиальной линии было установлено, что элементы лица на границе совмещенных изображений являются естественным продолжением друг друга. Визуально можно дополнить каждое изображение недостающим элементом внешности (бровь, наименьшая полнота лица, отсутствие нависание век) и данные изображения будут восприниматься как одно лицо. Небольшие отклонения в пропорциях лица, а именно полноте щёк, подбородка, степени раскрытия глазной щели могут быть объяснены разницей в возрасте исследуемых лиц, а также возможной болезнью либо состоянием здоровья (отёчность), полнотой тела женщины, изображённой на посмертном портрете матери Леонардо да Винчи.

    Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что совпадающие признаки внешности лиц женского пола на картине «Портрет матери №1» и посмертном портрете матери Леонардо да Винчи устойчивы, в своей совокупности индивидуальны, позволяют выявить комплекс частных идентификационных признаков внешности и их особенностей, присущих одному лицу, несмотря на то, что данные изображения являются не фотографической копией внешности лица, а субъективным видением художника. Различающиеся признаки внешности объяснимы. Таким образом можно сделать вывод, что на указанных картинах изображено одно и то же лицо.

 

 

Литература: 

  • Сенаторов В.Г., "Портретная экспертиза произведений искусства", стр. 196-240 в книге: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, 2019г.;
  • Габитоскопия и портретная экспертиза. Учебно-методическое пособие, Саратов 2004г.;
  • А.М. Зинин, Л.З. Кирсанова "Криминалистическая фотопортретная экспертиза"., М., 1991г.;
  • В.C. Степин, А.В. Савушкин, А.Б. Зотов "Криминалистическое отождествление человека по разноракурсным фотопортретам"., М., 1992г.;
  • В.А. Снетков "Криминальное описание внешности человека"., М., 1984г.;
  • П.Г. Орлов "Идентификация личности по фотокарточкам"., М., 1974г.;

 

Эксперты: 
Старший эксперт-криминалист майор полиции Михальченко Ирина Игоревна г.Санкт-Петербург; 

Начальник экспертно-криминалистического отдела полковник полиции Соколов Алексей Вячеславович г.Тюмень. 

Искусствовед, заведующая научно-фондовым отделом коллекций изобразительных искусств ГАУК ТО "Музейный комплекс им. И.Я. Соловцова" г.Тюмень Сергейчук Татьяна Александровна.



 

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483-1520)